Методы монтажа строительных конструкций

Мелкоэлементный монтаж - сборка и установка в проектное положение отдельных деталей и конструкций. Этот метод трудоемкий и продолжительный. Блочный монтаж - процесс предварительного укрупнения отдельных конструкций в плоские или пространственные блоки. Блоки могут быть собраны на заводе-изготовителе конструкций или на площадке укрупнительной сборки, что позволяет уменьшить трудоемкость, улучшить качество работ и повысить точность установки конструкций.

Монтаж строительно-технологическими блоками состоит в сборке конструктивных элементов совместно с технологическим оборудованием (электротехническим, санитарно-техническим, технологическим и др.)
В зависимости от направления развития монтажного процесса различают продольный монтаж (вдоль здания или пролета) и поперечный (по поперечным осям здания). Решение о выборе метода зависит от направления технологического процесса в возводимом здании. Дифференцированный метод монтажа предусматривает последовательную установку всех однотипных конструкций в пределах здания или участка монтажа и только после этого установку конструкций другого типа, т.е. последовательно монтируют колонны по всему зданию, подкрановые балки, фермы, связи, элементы покрытия.

Комплексный метод предполагает последовательный монтаж разнотипных конструкций в пределах одной или нескольких смежных ячеек здания, образующих жесткую устойчивую систему; этот метод позволяет открыть фронт послемонтажных работ. При этом методе, например, устанавливают четыре колонны, затем две подкрановые балки, две фермы и плиты покрытий. Структура ячейки готова для последующих работ. Комбинированный метод представляет собой сочетаний двух предыдущих. При этом колонны и подкрановые балки монтируют обычно дифференцированным (раздельным) методом, а конструкции покрытия - комплексным. При дифференцированном методе выше производительность труда и точность установки конструкций, при комплексном - быстрее открывается фронт для последующих строительных работ, сокращаются сроки строительства и сдачи готовых объемов строительного комплекса.

Подъем конструкций осуществляется одним из следующих способов.
Вертикальный подъем. Применяют для большинства элементов, устанавливаемых на ранее смонтированные. Конструкция после поворота поднимается вверх, нижняя часть отрывается от поверхности.
Подъем поворотом. Возводимая конструкция собирается в горизонтальном положении. Нижний элемент конструкции соединяется с помощью крана или специальной оснастки (падающая стрела, полиспасты, расчалки и т.п.). Поворот со скольжением. Используется для тех же конструкций и отличается от предыдущего метода тем, что одновременно с подъемом верха элемента нижняя часть его перемещается на тележке или скользит в направлении фундамента иди опоры.

Метод наращивания. Монтажные элементы устанавливают в проектное положение последовательно снизу вверх, т.е. на заранее установленные элементы. Метод подращивания. На земле собирают верхнюю часть сооружения и затем поднимают ее на уровень, превышающий высоту нижележащего звена. На освободившемся месте под верхней частью монтируют (подводят под нее) следующие элементы, соединяют их и поднимают вверх с помощью, например, гидродомкратов. Операции повторяют до окончания монтажа сооружения на всю высоту. Метод надвижки. Надвигаемый элемент собирается в стороне от места проектной установки, затем надвигается по специальным накаточным путям с помощью лебедок (с полиспастами) или горизонтальных домкратов.

Различают следующие основные разновидности монтажных машин:
стационарные: 1- стрела монтажная, 2 - мачта монтажная, 3 - кран мачтово-стреловой вантовый, 4 - шевр, 5 -подъемник портальный гидравлический, 6 - кран приставной, переставной, 7 - кран приставной самоходный, 8 - кран самоподъемный, ограниченно-мобильные: 9 -кран башенный со сжатой стрелой, 10 - кран башенный с балочной стрелой, 11-кран башенный с шарнирно - сочлененной стрелой, 12 - кран башенный с наращиваемой башней, мобильные: 13-кран самоходный гусеничный стреловой, 14-кран самоходный гусеничный с башенно-стреловым оснащением, 15-кран самоходный пневмоколесный с управляемым гуськом, 16 - кран самоходный пневмоколесный с телескопической стрелой.

Монтажные стрелы и мачты используются для монтажа конструкций в местах, недоступных для работы кранов. Грузоподъемность мачт достигает 70 т. Шевр - разновидность мачт, представляет А-образную опору из двух мачт, соединенных вверху и внизу ригелями. Крепится двумя вантами, устойчив только в одной плоскости. Применяется для монтажа тяжелых конструкций при малом перемещении их в плане.
Портальные гидравлические и тросовые подъемники используются для подъема грузов массой в сотни тонн. Вантовые мачтово-стреловые краны применяют для монтажа высоких сооружений (до 40 м) с тяжелыми конструктивными элементами (до 40 т). Жестконогие мачтово-стреловые краны используют на монтаже блоков металлоконструкций и инженерных сооружений большой массы. Приставные башенные краны применяют для возведения объектов большой высоты. Башни наращивают по мере возведения здания.

Передвижные монтажные машины подразделяются на ограниченно-мобильные и мобильные монтажные краны. Монтажные краны должны иметь малую скорость опускания груза(0,2-3 м/мин), обеспечивающую плавную посадку конструкции на место. Для массового жилищного строительства применяют башенные краны грузоподъемностью до 12,5 т, высотой подъема крюка до 83 м и выпетом крюка до 50 м; для промышленного строительства - грузоподъемностью от 20 до 75 т, с максимальной высотой подъема крюка 116 м и вылетом крюка до 50 м. Число секций башни может изменяться. Козловые краны выпускаются грузоподъемностью до 80 т, с пролетами до 74 м и высотой подъема крюка до 31м. Установка крана осуществляется методом самоподъема собственными лебедками и полиспастами при стягивании опор.
Рельсовые самоходные краны чаще всего имеют специальное назначение - монтаж тяжелых конструкций промзданий, укрупненных блоков массой до 100 т, а также монтаж элементов нулевого цикла.
Мобильные монтажные машины (самоходные стреловые краны на гусеничном и специальном пневмоколесном ходу,

Мобильные монтажные машины (самоходные стреловые краны на гусеничном и специальном пневмоколесном ходу, автомобильные и тракторные краны, вертолеты) имеют широкую область применения. Зона работы практически не ограничивается. Они легко перемещаются, быстро приводятся из транспортного положения в рабочее состояние. Стреловые самоходные краны на гусеничном и пневмоколесном ходу широко применяются в промышленном строительстве. Они обладают большой маневренностью и грузоподъемностью (до 160 т), длина стрелы до 50 м. Стреловое оборудование весьма разнообразно. Телескопические стрелы значительно увеличивают их технологические возможности. Автомобильные краны применяются на погрузочно-разгрузочных работах, при усилении и укрупнении конструкций, при монтаже на рассредоточенных объектах строительства, где эффективность кранов определяется большой мобильностью и меньшей стоимостью эксплуатации машины.

Специальные монтажные краны: самоподъемные, ползучие и переставные краны для монтажа мачт, башен, труб; трубоукладчики, гидравлические подъемники, краны для монтажа градирен, машины для монтажа оболочек и др. Предназначены для монтажа специальных сооружений. Маркировка строительных машин (примеры) Марка крана МКС-10-20 означает: монтажный строительный кран, максимальной грузоподъемностью 10 т, вылетом стрелы 20 м. МКГ-25БР- монтажный кран гусеничный, максимальной грузоподъемностью 25 т, с башенно-стреловым оборудованием. КБ-674А-3 - кран башенный, с грузовым моментом более 3000 кН-м, неповоротной башней (т.е. неповоротным оголовком), первая модель, третье исполнение. КС-4561А- кран стреловой, четвертой размерной группы (максимальной грузоподъемностью 16 т), автомобильный, с гибкой подвеской стрелы, первой модели, первой модернизации. ХЛ - северное исполнение; Т - тропическое исполнение; ТВ -для влажных тропиков. Каждая группа строительных кранов имеет свою систему маркировки.

Наши филиалы: Карабулак / Малгобек / Удомля / Холмск / Городец / Дагестанские Огни / Москва /